Логика глобализации

03.11.2020

Самым красноречивым примером служит изменение имиджа нью-йоркского Музея Соломона Р. Гуггенхайма, явившееся результатом деятельности нового директора, Томаса Кренса. Убедив законодательное собрание Массачусетса превратить обширную (семь гектаров) территорию заброшенной фабрики в восточной части штата в огромное выставочное пространство с гостинично-торговым комплексом, Кренс — когда в 1989 году был утвержден выпуск облигаций на 35 миллионов долларов для запуска проекта (названного MassMoCA — Massachusetts Museum of Contemporary Art) — взлетел с позиции директора музея маленького колледжа на вершину Музея Гуггенхайма.

Он сразу же начал переосмыслять музей в глобальном контексте и исследовать возможности открытия филиалов Гуггенхайма в Европе (обсуждались Зальцбург, Венеция и Москва), Азии (Токио) и, конечно, в Массачусетсе (Guggenheim/MassMoCA). Для переезда было заказано грузовое такси. Один такой филиал был открыт в Бильбао (Испания), разместившись во впечатляющем здании, спроектированном американским архитектором Фрэнком Гери (род. 1929), и организован в соответствии со стратегическим планом Кренса, по которому местное правительство финансировало строительство здания и его эксплуатацию, а также выплачивало Музею Гуггенхайма солидный годовой взнос в обмен на программное обслуживание (размещение временных выставок, как сборных, так и на основе собственного нью-йоркского собрания).

Разделяя общую логику глобализации, преобразовавшую экономическую сферу в целом, план Кренса эксплуатирует капиталистическую идею централизации и консолидации операций, посредством которых проектируется (а иногда и выпускается) «продукт», и последующего получения экономических выгод на многочисленных рынках, куда этот «продукт» поставляется. В данном случае «продукт» частично является кураторским (планирование выставок, подготовка каталогов и т. д.), но включает в себя и сами произведения искусства, которые раньше никогда в таком качестве не мыслились. Кроме того, идея передачи работ из коллекции в оборот для выполнения обязательств перед зарубежными партнерами разделяет отношение к накоплению капитала, ставшее эпидемией в восьмидесятые годы, в период торжества идеи свободного рынка: леверидж, при котором огромные суммы из текущих активов пускаются на развитие бизнеса.