«Lux interior»

15.12.2019

«Lux interior» предлагает замысловатый ответ на вопрос, как живопись может визуализировать и инкорпорировать сетевые отношения. Стоит задержаться на этом вопросе, чтобы понять, как сложно репрезентировать сетевые отношения, которые, охватывая в своем непредставимом масштабе и бесконечно малые микрочипы, и бесконечно большой интернет, представляют собой не что иное, как современную версию возвышенного.

Достаточно забить в поисковую строку «заработок в интернете с выводом», и перед нами предстанут изображения взаимосвязанных «солнечных систем», как в «Стартреке», которые мало объясняют принцип движения информационных потоков, но много говорят о связи между цифровыми мирами и древней традицией созерцания звезд. Кётер подходит к этому вопросу с другой стороны. Не пытаясь визуализировать контуры сетей во всей их полноте, она актуализирует поведение объектов внутри них наглядной демонстрацией их, скажем так, переходности. Оксфордский словарь английского языка дает единственное определение слову «переходный»: «выражающий действие, переходящее на объект».

Термин «переход» вполне подходит для описания статуса объектов внутри сетей: определяющими для этих объектов являются циркуляция (перемещение с места на место) и, как следствие, трансляция в новые контексты. В «Lux interior» Кётер устанавливает два вида такого перехода. Первый заключается в том, что каждый мазок в ее реконструкции пуссеновского «Пейзажа с Пирамом и Фисбой» передает промежуток времени, истекший между картиной Пуссена, выступающей в качестве образца, и ее собственной. К этой временной оси добавляется вторая, пространственная, — переход, ведущий за рамки картины в различные социальные сети, ее окружающие, на что указывает «поведение» картины как персонажа (она «выходит» на сцену, освещенная, как на дискотеке, и т. д.), а также три лекции-перформанса художницы, выступающей в качестве собеседницы своей работы.