Восприятие картины

16.07.2019

Острота обсуждаемой проблемы падает по мере удаления от художника передаваемого участка натуры. Уже третий снизу ряд плит представляется горизонтальным на обоих рисунках. Поэтому если отказаться от изображения самых близких областей пространства (особенно характеризуемых полной константностью), то, следуя закономерностям естественного зрительного восприятия, можно добиться полной иллюзии пространственности. Таким образом, все рассматривавшиеся выше варианты системы перспективы передают близкие области пространства неполноценно: у системы ренессансной перспективы они передаются с большими геометрическими искажениями, у вариантов системы перспективы, основанной на закономерностях естественного зрительного восприятия,— с пониженной иллюзией пространственности.

Проведенное обсуждение схем не является отвлеченной абстракцией. Чтобы проиллюстрировать сказанное, обратимся к полотну В. Беднова «Беление холстов». Передний план этой картины близок к области полной константности, и поэтому ширина холстов на переднем плане почти постоянна. В ренессансной системе перспективы их уширение к переднему плану буквально бросалось бы в глаза. Художник явно предпочел здесь следовать геометрии зрительного восприятия (скорее всего, его изображение близко к варианту [I; 0] системы научной перспективы, правильно передающему ширину и глубину). Если вам нужно будет перевезти картину, разумной будет аренда прицепа. Так с ней ничего не случится.

Достаточно полное изображение в любой системе перспективы обязательно содержит ошибки — отклонения от видимой геометрии. Выбор конкретного вида ошибок осуществляется художником, об этом уже достаточно много писалось. Здесь уместно добавить, что этот выбор может производиться не только с точки зрения минимизации ошибок передачи геометрии зрительного восприятия, но и с учетом получения нужных пространственных иллюзий. Правда, формализация этого выбора (в принципе возможная) затруднена тем, что неясно, каким образом численно оценивать иллюзию пространственности. Такое усиление пространственных иллюзий (в основном речь идет о близких областях пространства) должно осуществляться художником свободно, путем подчеркивания нужных признаков глубины. В тех случаях, когда при этом оказывается полезным изменять геометрию изображения, это нужно делать.