Фильм «Кино бунта»

07.05.2019

«Кино бунта», критики, разрушения — кино, явно высказывающееся против политики «большинства» и его идеалов в повседневной жизни,— неожиданно переместилось на крупные киностудии. В титульных надписях упомянутых выше и десятков других фильмов значатся названия таких фирм, как «Метро-Голдвин-Майер», «XX век — Фокс», «Уорнер бразерс», «Колумбия пикчерс». Таких критических фильмов в общем-то не много, но они появлялись и со всей очевидностью засвидетельствовали попытку правящих классов приспособиться к новой реальности.

Судьбы подобных произведений в западноевропейских кинематографиях складывались несколько иначе. Когдамы сравниваем сегодня считавшиеся некогда «циничными» ленты вроде «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара, или «Красавчика Сержа», или «Кузенов» Клода Шаброля, или даже «Если...» Линдсея Андерсона с новыми фильмами, возникшими после волны бунта молодых,— те, первые, кажутся лишь элегантными индивидуалистскими жестами недовольства. И все же именно они подготовили почву для «кино бунта» своим интересом к проблемам поколения, обнародованием нового морального и этического кодекса, складывающегося в среде молодой генерации, показом истории их героев. Особенно много сделала французская «новая волна» своим психологизмом рефлексов и демонстративным отрицанием традиционной мелкобуржуазной морали. Интересует уничтожение клопов? Специалисты компании Городская Дез Служба выполнят работу максимально быстро и качественно.

Эти фильмы бунта личности, как, например, знаменитая картина Тони Ричардсона «Оглянись во гневе», бунта без достаточного определения предпосылок, лишь более интенсивно повторяли схожую американскую схему 50-х годов. Но социальная действительность и общественные традиции искусства Старого Света были причиной того, что здесь «фильмы бунта» стали более мотивированными. Особенно заметно это было у Карела Райса в фильме «В субботу вечером, в воскресенье утром», у Тони Ричардсона во «Вкусе меда» и «Одиночестве бегуна на дальние дистанции», а также в произведениях впервые пробуждающегося после войны западногерманского художественного кино, прежде всего в фильме Александра Клюге «Прощание с вчерашним днем». Но и здесь анализ причин бунта в какой-то момент вызывает сомнение.