Конный портрет Петра I

29.06.2018

Композицию художник придумал не самостоятельно, Мусикийский также использовал большую гравюру А. Ф, Зубова, сохранившуюся лишь в одном экземпляре. Эта гравюра, несущая тот же политический смысл (откровенный намек на лишение Алексея прав наследования), была исполнена в начале 1717 года и преподнесена Петру, когда тот возвратился из путешествия. Мусикийский взял лишь центральную часть гравюры, при этом видоизменив некоторые фигуры и лица, которые он, верный себе, опять же написал «по-своему», В целом «Конклюзия» очень близка по манере исполнения и по цветовому решению к «Семейному портрету» 17171 года. Те же наивность и плоскостность изображения, те жеправдивость и искренняя теплота, те же декоративность и яркость красок, с преобладанием малиново-лиловых, изумрудных и голубых тонов. Последнее снова напоминает нам об усольских эмалях.

Если хронологически следить за творчеством Мусикийского, то очередной его работой следует назвать «Конный портрет Петра I», довольно большую миниатюру (высота ее — 9,5 см), сейчас нжодящуюся в одном из частных Нью-Йорка. Справа по овалу идет надпись: «1719, Санктштербурхъ Г. Мусшскш. Поскольку сверху на оправе сделано небольшое ушко, можно предположить, что это — жалованный портрет, который прикрепляли к кафтану на бант. Ваш ребенок идет в первый класс? Видеосъемка 1 сентября запечатлит этот влнующий момент.

Петр изображен верхом на коне, скачущем вправо. Он в шляпе «на три угла, в зеленом мундире поверх кирасы с голубой лентой и звездой ордена Андрея Первозванного, Царь в высоких черных ботфортах, с обнаженной шпагой в правой руке. Фон портрета — серое облачное небо. Опять же, использовав для изображения конной фигуры Петра работу другого художника, гравюру П. Пикарта «Полтавский бой» (1715)/Мусикийский делает все по-своему. Он несколько меняет поворот фигуры и пишет лицо Петра в своей привычной манере. Он не просто копирует гравюру, а вносит в работу творческий элемент, предлагая свой образ Петра.