Межкомнатные двери

10.09.2017

Нет никаких сомнений в том, что невероятный успех, который имели различные проявления медийной культуры, следует приписать способности медиа предложить потребителю мир новизны, развлечений, отдыха, забвения, мечты. Многочисленные эмпирические исследования приходили к бесспорному выводу, что бегство было главной потребностью, лежащей в основе культурного потребления. У таких социологов, как Лазарфельд или Мертон, или у таких философов, как Маркузе или Дебор, культура бегства стала считаться новым опиумом для народа, так как задачей этой культуры стало заставить людей забыть о скудости и монотонности повседневной жизни. Бегство от действительности трактовалось как ответ на всеобщее безумие и всеобщее отчуждение, как мир искусственно произведенного воображаемого, ошеломляющий, прекрасный и способный развлекать. Усиливая специализацию задач и атомизацию социальной жизни, бюрократически-технократическая логика порождает пассивность и профессиональную дисквалификацию, скуку и безответственность, одиночество и хроническое чувство обделенности и ущербности у граждан. Возможно вам понадобятся межкомнатные двери.

Культура средств массовой информации произрастает на этой почве, она может заставить забыть о реальном мире, открывая безграничный простор любым проектам. Мы потребляем как зрелище то, в чем реальная жизнь нам отказывает: секс, потому что в жизни мы испытываем чувство неудовлетворенности, приключения, потому что в нашей повседневной жизни ничто волнующее не возбуждает нас. Обширная социологическая и философская литература до самых краев разработала эту проблематику отчуждения и компенсации. Согласно выводам авторов, поощряя и поддерживая пассивное поведение, ослабляя способности к проявлению инициативы и к созиданию, подавляя активную деятельность, массовая культура только расширяет сферу субъективной экспроприации, действуя как инструмент интеграции в капиталистическую и бюрократическую систему.