ТЦ проспект Большевиков

01.09.2017

Можно сказать, что в решении этого сюжета Дунаевский проявил не только талант, неоспоримое мастерство, но и мудрость. Он верно понял, что героями произведения являются не Янко и не Стелла сами по себе. Герой оперетты - народ. А тема ее не только поиски юными героями своего личного благополучия, а, прежде всего, борьба всего народа за общее счастье трудящихся. Мне могут возразить, что такая идея лежит в самой сценарной драматургической основе пьесы тц проспект большевиков. Но дело в том, что эту мысль надлежало раскрыть так, чтобы она стала центром музыкальной драматургии. И это превосходно удалось композитору.

Проследим, как появляется «Песня о вольном ветре» - один из коренных лейтмотивов оперетты. Короткий фрагмент рефрена зачинает собою увертюру оперетты, как бы предвещая эмоциональный взрыв в предстоящей ситуации. И дальше - лирическая экспозиция: встреча Янко и Стеллы. Их дуэт из первого акта упрекали в опереточной условности. Не могу с этим согласиться, как не согласен и с тем, что в нем есть черты салонности. Прелестный вальс, напевный и взволнованный, он весь насыщен молодой любовью, и отнюдь не следовало раскрывать в нем вторым планом те осложнения, какие впоследствии возникнут на пути героев. Драматургически очень верно, что в тему их любви, впервые представленную зрителям, пока еще не вкрадываются иные мотивы - они родятся позже и сплетутся с темой горячего чувства героев. Правда, уже судовладелец, богач Стан, претендует на руку бедной девушки. Но этот назревающий конфликт еще не связывается в нашем сознании с большой политической темой борьбы против фашистских приспешников. Пока что он развивается в ситуации, довольно обычной для жанра.

Мы знакомимся с моряками, докерами, их женами, подругами. Появляются веселые балагуры Филипп и Фома со своими куплетами, ансамбль официанток кабачка «Седьмое небо», готовящихся к приходу посетителей, динамичная, вся в движении Пепитта, напоминающая Петритту из «Донны Жуаниты». (Несомненно, Пепитта и навеяна опереттой Зуппе; Дунаевский всегда очень интересовался этим композитором и отводил ему и Планкету особое место в опереточной классике.)