Гоголевская Русь

26.05.2017

Можно, говорит он, отыскать в натуральном виде улочки губернского города, классицизм и ампир сохранившихся строений, еще легче - бери и снимай! брать и снимать обширные поля, бесконечные дороги, веселые солнечные перелески и тоскливые рощи мокрой осени. Но какое-то гнетущее чувство подсказывает ему, что выбором натуры здесь цели не достигнешь, натуральностью как таковой удовлетвориться не сможешь.

И цель - гоголевская Русь на экране-то видна, то не видна ему. И средства соответственно. То кажется, что оптика, ракурсные смещения пропорций придут на помощь, то мерещится, что желаемое впечатление удастся вызвать эффектами, заложенными в декорации. А может, фильтры нужны. И ветродуи или что-нибудь другое, пока неведомое, неопределенное, пусть не равноценное слову-возбудителю (языку Гоголя эквивалента нет), но претворяющее изображаемую действительность либо претворяемое изображением действительности в зримый отпечаток поэтического, Действенного отношения к миру, в экранный образ, родственный Гоголю. Стало быть, надо искать. Ищете оригинальный подарок? Закажите фотопазл www.puzzle.spb.ru. Такой презент запомнится надолго.

Поиск может начаться выбором натуры, обыкновенной съемкой подходящего объекта. Мать честная, волновался Швейцер, до чего же много вокруг гоголевского на Руси! Ежели попросту, без затей выйти с кинокамерой на Российский простор да пустить по дороге птицу-тройку, а крикнуть «Мотор!» и двумя-тремя дублями ничего путного не получится. Натуральный кадр не даст ощущения полета, и не поможет фонограмма, в шумах реализующая словесное описание того, как гремит и становится ветром разорванный в куски воздух, и это еще не кино, это и не Гоголь. Такой кадр надобно как-то соединить со звучным словом поэмы. И, видимо, связать изображение с музыкой... Сложная предстоит работа, и вся она - впереди.

Его сомнения и затруднения понятны. Он должен совершить переход от «существования литературой» к практическому строительству экранного произведения. Теперь ему работать не пером, разгадывать не слова, стремиться не к записываемому на бумаге результату - кинематограф требует внутренней перестройки. И пока он перестраивается, я приведу элементарный пример кадра-образа, началом создания которого был выбор и съемка обыкновенного и подходящего по настроению натурного объекта,- Швейцер тогда работал над «Маленькими трагедиями».