Для волос маска

15.02.2017

Бел-Геддесу не удалось реализовать свой проект (разрабатывавшийся им в расчете на то, что он сам будет и постановщиком). Однако возможности сценической жизни созданного им образа он столь впечатляюще проиграл в макете, что его фотографии вошли в историю сценографии мирового театра XX века как один из интереснейших художественных замыслов начала 20-х годов. А спустя два года в Москве В. Шестаков представил единую установку спектакля «Спартак» В. Волькенштейна, которая могла восприниматься как еще одна оригинальная версия все того же аппиевско-крэговского мотива лестницы, ступеней. Здесь этот мотив воплотился в виде монументального грандиозного постамента треугольной формы некоего подобия «пирамиды», к вершине которой с двух сторон поднимались марши ступеней. Они обуславливали пластику встречного движения по двум диагоналям к центральному верхнему основанию этой «пирамиды», где находился, венчая всю скульптурную композицию, герой спектакля. А в финале, когда Спартак погибал, его безжизненное тело в синем одеянии оказывалось лежащим на желтой площадке, которая была расположена на первом плане сцены у основания «пирамиды». На ее вершине же теперь высилась скорбная розово-красная фигура прорицательницы Мелиссы.

Макет Шестакова произвел сильное впечатление на Крэга, который увидел его во время приезда в Москву в 1935 году на экспозиции выставки театрально-декорационного искусства. «Вот подлинный лаконизм и монументальная мощь на сцене», так оценил Крэг работу Шестакова, подтвердив тем самым ее близость своим собственным исканиям в данном направлении. У вас ломкие волосы? Поможет для волос маска.

В балетном театре 20-х годов единые установки, воплощавшие образ обобщенного места действия, встречались реже, чем в драматическом. Интерес к этому виду оформления проявил лишь московский хореограф К. Голейзовский. При этом, в его спектаклях единые установки носили чаще всего конструктивистский характер. Соответственно, и по своему функциональному предназначению они были прежде всего станками-«"аппаратами" для игры», но одновременно несли в себе и черты обобщенного места действия.