Независимая строительная экспертиза

03.02.2017

В свое время у нас часто показывали Мольера, но именно показывали - игра ради игры, представление ради представления, стихи ради стихов, трюк ради трюка. Актер, как святочный дед, вынимал из своей котомки все эти сюрпризы и ловко кидал их в публику. Все дело было в этих сюрпризах, рекомендованных публике под флагом театральности. В спектакле Станиславского появился человек. Человек - вот правда. С этой правдой можно очутиться в самой пучине театральности, не боясь, что она тебя захлестнет, и когда тебе покажется, что ты зашел слишком далеко, на самом деле ты будешь па земле, в гуще жизни, ты будешь сама жизнь.

Топорков и есть сама жизнь. Он прогуливается на коленках - хорошо, повисает в воздухе - еще лучше, обнимает башмак Тартюфа - прекрасно! Все это не трюки, которыми балансирует актер,- они органически вырастают из него, он ощущает их как самого себя, как свое тело, как свои страсти - если бы их отняли у него, его бы обокрали, сразу увял бы созданный им образ. Эта синтетичность житейского и условного ничуть не беспокоит Топоркова. Он блаженствует в своем комизме, как Оргон в своей страсти. Возможно вам понадобится независимая строительная экспертиза.

Традиционная грубоватость, вульгарноватость мольеровского спектакля исчезла в МХАТе. Улыбка Станиславского проглянула в нем, и оттого он стал облагороженным, человечным. В этом значительность мхатовской постановки, та принципиальность, которую, по-видимому, имел в виду Станиславский. Однако эта принципиальность, завещанная учителем, не везде нашла отклик у учеников. Может быть, оставшись без вдохновителя спектакля, кое-кто пошел вперед, а кое-кто заколебался - не повернуть ли назад? Спектакль как бы отражает эту мнительность. Вот Бендина - она скинула с себя традиционный штамп субретки и показала человечность Дорины. В ней та же непринужденность, что и у Топоркова, но это только начало, надо идти дальше, куда пошел Топорков. Я не знаю, сама ли актриса сдерживала себя, сдерживал ли ее режиссер, но меня все время подмывало подтолкнуть ее - смелее, веселее, быстрее! - ведь вы завязываете и развязываете нити всех интриг, где же ваши проворные пальцы?