Чиллер

20.01.2017

Сверчок заводит вальс на игрушечной шарманке, и под его звуки мушки пляшут вокруг Лесничего. Появляется полупьяный Комар, а Лягушонок пытается его схватить. Композитор не ограничился созданием «жанровых» картин, он затронул тему нищеты и богатства. Так, выживая Барсука из его комфортабельной норы под одобрительные возгласы обитателей леса, лиса оправдывает акт экспроприации тем, что она бездомна, тогда как он богат. Переводя текст «Лисички» на немецкий язык, М. Брод предложил Яначеку завершить эту сцену следующим образом: под смех и одобрение зверей лисичка целует Барсука. Композитор, конечно, отверг это странное предложение. Но примечательна его аргументация: «Немыслимо, чтобы лисичка Вострушка целовала Барсука! Они - враги, и бедняк отнимает дом у богача».

Высшее очарование оперы заключено в сценах жизни обитателей леса, и прежде всего лисички. Хоровой вокализ, открывающий четвертую картину,- это голос леса, его говорящая без слов душа. На зов'его отвечает завороженная прелестью лунной ночи лисичка. Ее встреча с лисом - одна из вершин поэтического вдохновения Яначека. В изумительной музыке слиты трепет впервые пробудившегося чувства, чиллер, смятение перед нахлынувшей любовью, опасение быть обманутой, кокетство и лукавство, робость, трогательная и смешная, ибо робеет и лис, пытающийся быть мужчиной (партия была написана для женского голоса). Есть в этой сцене легкая ирония и подлинный драматизм (в рассказе лисички). И если в сцене у Лесника и в столкновении с Барсуком лисичка была зла, лукава, дерзка, то под воздействием лунной ночи и пробудившейся любви в ней раскрывается обаятельная женственность.

Несомненно, образ лисички - один из самых своеобразных в мировой оперной литературе. Непередаваемую оригинальность и притягательную силу придает ей сочетание звериного и человеческого. И то и другое заложено в ней изначально. Ее детское любопытство, плач «мама, мама»- это свойства ребенка. Хищность и лукавство, проявляющиеся в неволе,- не только «голос крови», но и средство борьбы за свободу.