Выкуп проблемных авто

13.01.2017

Революция 1905 года углубила симпатии Яначека к России. К 1905 году восходит замысел рапсодии «Тарас Бульба», сочинение которой относится к позднейшему периоду (1915-1918 годы). Героическая тема повести Гоголя, рисующей борьбу народа за освобождение родины от чужеземного гнета, несомненно ассоциировалась в сознании композитора с борьбой, которую вели трудовые массы России и Чехии в 1905 году.

А. Питурова, одна из участниц Русского кружка в Брно, рассказывает: «Однажды, когда в программе был «Тарас Бульба» - полагаю, что это было в 1905 году, я перестала читать, отложила книгу, подняла глаза и увидела, что Яначек не смотрит, не видит меня и никого из нас. Я почувствовала, что это некое святое мгновение и побоялась, что преподаватель заговорит и прервет волшебство видения. Возможно вас заинтересует выкуп проблемных авто.

В библиотеке композитора сохранился экземпляр русского издания повести, на полях которого его рукой сделаны ряд пометок и - это для нас не менее существенно - указания на то, что он ее читал 3-18 марта 1905 года, то есть в пору революционного подъема. Глубокий интерес Яначека к русской литературе проявился в ряде его замыслов. В 1907 году он задумал оперу «Анна Каренина» и сделал наброски к ней, в 1908-1909 годах написал Трио, навеянное «Крейцеровой сонатой», а в 1910 году «Сказку» для виолончели и фортепиано (по Жуковскому). Позднее он начал оперу на основе «Живого трупа» и создал Квартет по «Крейцеровой сонате» Толстого, взамен уничтоженного Трио.

Яначек любил Толстого. Судьба толстовского наследия в Чехии с достаточной полнотой освещена чешскими литературоведами. Ограничимся несколькими замечаниями. Большинство художественных произве дений писателя при его жизни были переведены на чешский и словацкий языки, а некоторые неоднократно. Выходили многотомные собрания его сочинений. В театре ставились «Власть тьмы», «Плоды просвещения» «Живой труп», а также инсценировка «Анны Карениной».