Знаменитые ремесла

05.11.2016

Мы сохраняем знаменитые ремесла и промыслы - Мстеру и Холуи, Палех и дымковскую игрушку. Почему же не надо сохранять традицию исполнения пьес Островского? В том, что это необходимо, всегда были уверены большие мастера советского театра. Однако сохранять не механически, но обогащать завоеваниями современного искусства. Поучительно вспомнить мнение Мейерхольда. Он писал еще в 1908 году, что будущее театра Островского - в сочетании современного постановочного искусства с мастерством актеров старого театра. И при этом противопоставлял язык Островского языку Красовского и Потехина. Мейерхольд решительно возражал против исполнения Островского, основанного на имитации бытового языка, жанровой манеры подачи текста. Мастер говорил: Язык Островского тем труден, что он звучит со сцены нестерпимым для слуха жаргоном в том случае, когда актер начинает отыскивать и подносить (с особенными подчеркиваниями) отдельные диковинные выражения и чудные словечки, совершенно не пытаясь овладеть строем речи драматурга в целом и совсем не умея синтетически собирать слова в своеобразную прозаическую мелодию. Находитесь в положении? Вам явно придется по душе подушка для беременных.

Итак, одной из составных частей нынешней интерпретации Островского является современное постановочное искусство. Яркое режиссерское решение не только не противопоказано, но и важно для интерпретации Островского, о чем свидетельствует спектакль Волки и овцы Г. Товстоногова.

Как возродить сегодня мастерство сценической речи, которое было достоянием старого театра? По этому поводу глубокую мысль высказывает В. А. Филиппов: И единственное, чем можно достигнуть соответствующего авторскому тексту звучания со сцены языка Островского,- воспользоваться приемом самого драматурга: когда он писал, он всегда, по собственному признанию, сам произносил вслух. Так и актер, много, много раз произнося свою роль вслух, внимательно вслушиваясь в произносимое, не сможет не ощутить особенности речи каждого персонажа, а ощутив, сумеет верно передать мелодию произносимых фраз (отнюдь не позволяя себе при этом менять порядок слов, добавлять свои слова или звуки или произвольно вымарывать отдельные слова и заменять их своими) .