Опыт Царева

05.11.2016

Именно потому, что он в законах не тверд, он должен быть начеку и иметь доверенных людей. Вышневский был недостаточно осторожен, не знал меры, хватил через край. Но крах этот мог не быть для него концом, финалом. Имея связи, он мог подняться и снова занять высокое место. Однако здесь есть одно осложняющее обстоятельство. Жена Вышневского - идейная женщина, вроде Веры Павловны из романа Чернышевского Что делать?. Она интеллигентна, благородна, чиста, она почти народоволка. Эти ее чистота и духовность привлекают к ней Вышневского. Он испытывает сладострастную радость, что купил такую женщину. И одно-.. временно между ними идет идейный поединок. Он мстил ее поклоннику Любимову, ибо это человек, принадлежащий в духовном отношении к ее миру. И конец Вышневского, то, что его разбил удар, не просто следствие того, что он потерял доходное место. Это результат того, что Жадов и Жадовы, эти представители чуждого ему духовного мира, не сдались, что он проиграл идейный поединок с ними. Занимаетесь мыловарением? Вам понадобятся пластиковые формы для мыла.

Опираясь на эту концепцию, Царев создал крупный характер, монументальный образ человека, ненавидящего идейных и передовых, весь прогрессивный демократический лагерь. В этом конфликте есть нечто не утерявшее своего значения по сей день. Опыт Царева помогает понять, что требуется для того, чтобы сегодня хорошо поставить Островского.

Конечно, режиссер, постановщик Островского - это не ученый педант, изучающий тексты. Но он должен знать Островского, изучать его, ибо постигнуть его не так просто, должен любить его и понимать красоту его искусства. Если режиссер не чувствует музыку его слова, обаяние его художественного стиля, не надо браться за его интерпретацию.

У многих режиссеров и актеров существует представление, что при исполнении Островского надо передавать речь жаргонного типа, подчеркивать специфически купеческие словечки, говорить особым тончиком. Конечно, такой взгляд не имеет ничего общего с истинным пониманием стиля Островского.