Известный трагический артист

29.10.2016

Излишне говорить, что такое стремление к простоте и естественности отвечало эстетике Островского, хотя Царев, может быть, недостаточно акцентировал в Незнамове трактирного героя. Иногда пересмотр прежних решений образа сводился только к уточнению отдельных штрихов в рамках уже найденного типа. Ольга Осиповна Садовская играла Арину Галчиху гениально. Особенно поразительна была сцена, когда Галчиха сообщает Кручининой о том, что ее ребенок жив. Исполнение было чуждо всякой патологии, но актриса поднималась на недосягаемую высоту, изображая помутневшее сознание и то, как жадность и жажда денег оживляют Галчиху и побуждают ее лгать.

Турчанинова сохраняла в этой сцене рисунок своей предшественницы. Но умная актриса стремилась по-своему осмыслить и первую сцену Галчихи и таким образом подготовить ее дальнейшую эволюцию. Турчанинова нашла остроумный психологический штрих для обрисовки характера Галчихи: она не жалеет умирающего ребенка, отданного на ее попечение, а только боится могущих возникнуть неприятностей ! При этом Галчиха в исполнении Турчаниновой не становилась адской злодейкой из мелодрамы, она оставалась русской старухой, темной, невежественной и черствой. Если вы увидете объявления котят продам, выберите себе любимого питомца.

Подойдем к тому, что объединяет различных мастеров русского театра. Говоря суммарно, это общее заключалось в раскрытии гуманизма Островского и правды чувств вне мелодраматизма и искусственности. Так весьма устойчивой была трактовка образа Шмаги. Большие артисты стремились защитить его, представить жертвой общественных отношений, показать не только его шутовство и ерничество, но и то, что он уязвлен и унижен. Начало такому толкованию положил Давыдов. За исполнение роли Шмаги его благодарил сам Островский. Вот что можно сказать об этом исполнении на основании немногих данных, которые дошли до нас. Давыдов избегал шаржа, не искал деталей, бьющих на эффект, стремился проникнуть во внутренний мир актера-парии, выразить его душевную боль.