Старые трагедии

21.10.2016

Старые трагедии, независимо от того будет ли это Король Лир, Сид или Борис Годунов, строились на изображении больших общественных государственных коллизий, и действующими лицами их были короли, цари, правители. Трагедии эти были народными в том смысле, что происходящие в них события имели значение для всего народа, а не в том, что действующими лицами были представители народа.

Сейчас речь идет о создании нового типа трагедии, прямо рисующей народную жизнь. Пьесы из народной жизни появились в XX веке в России. Здесь надо прежде всего назвать Горькую судьбину Писемского. В некотором отношении к ней примыкает Гроза. Кульминацией в развитии этого типа пьес надо считать великую драму Толстого Власть тьмы. Отодвинем пока в сторону вопрос, можно ли эти пьесы считать трагедиями. Сначала выясним другое - есть ли в народной жизни материал для создания драмы. Этот вопрос занимал писателей, принадлежащих к разным общественным лагерям. Любите животных? Возможно вас заинтересует кошек продажа.

В романе Лескова Некуда есть глава под характерным названием Что на русской земле бывает. В ней как раз и изображен спор на интересующую нас тему. Поскольку предмет спора имеет прямое отношение к разбираемому вопросу, рассмотрим главу подробнее. Речь идет о том, что крестьянка из ревности убила своего мужа и его любовницу - солдатку, которой он подарил красный платок. Два персонажа спорят о том, есть ли в народной жизни драма. - Да какая ж драма? Что ж, вы на сцене изобразите, как он жену бил, как та выла, глядючи на красный платок солдатки, а потом головы им разнесла? Как же это ставить на сцену! Да и борьбы-то нравственной здесь не представите, потому что грубо, коротко. Все не борется, а... решается. В таком быту народа у него нет своей драмы, да и быть не может: у него есть уголовные дела, но уж никак не драмы. Следует возражение оппонента: - Да ведь преступление последний шаг, пятый акт. Явление-то ведь стоит не на своих ногах, имеет основание не в самом себе, а в другом.