Заказ фотографий

16.08.2016

Нет ничего карикатурного, гротескового и во внешности Апдершафта Луи Калверта. Так же, как миссис Уоррен Фанни Бру, он натурален, обыкновенеи, а зная письма Шоу к актеру, то даже несколько прозаичен, заземлен. Макиавелли? Мефистофель? Дионис? На фотографии - почтенный, с виду ничем не примечательный господии с бородкой; внутреннюю силу и энергию его могут подтвердить разве что резкая, решительная складка рта и упрямое выражение глаз. Но автор и не указывал на необходимость внешнего образа или обращения к приемам эксцентриады. Он хотел всего-навсего, чтобы его герой на сцене был «чертовски хитер, вежлив, выдержан, силен, важен, вместе с тем забавен и интересен», а достигнуть этого следовало не средствами внешнего преувеличения характерных черт персонажа. Едва заметная тенденция к эксцентрике - слишком большой каракулевый воротник на зимнем пальто Андершафта во втором акте да великоватый козырек на кепке (какие любил носить сам Шоу). В преувеличении нуждались внутренние качества Андершафта; слушая его рассказы о детстве и юности, а также о его «ремесле», отправляющем на тот свет миллионы людей, зрители должны были составить себе представление о его «громадной силе, телесной и духовной». Обращенной звериными законами капитализма в величайшее зло. Возможно вам понадобится заказ фотографий.

Субъективное толкование Шоу Диккенса, на которого ему необходимо было опереться, объяснялось обычным желанием хитроумного ирландца приписать знаменитому предшественнику собственные взгляды и художественные принципы, хотя делалось это всегда не без основания, с точным выбором данного и никакого другого «сообщества». Подмеченное у Диккенса качество - уменье «сочетать зеркально - подобную точность обрисовки характеров с необузданнейшими экстравагантностями в выражении юмора и гротеске ситуаций» - в полной мере относилось к драматургии Бернарда Шоу. Герои на сцене оставались слепками с живых, настоящих людей, но существовали они в спектаклях, как и на страницах пьес, отданные в безграничное распоряжение идей и парадоксальных ситуаций. Это парадоксальные ситуации, порожденные ненормальностью условий и законов буржуазного общества, проделывали с персонажами фантастические, рискованные, головоломные номера, а люди оставались людьми, обыкновенными современниками автора, хотя они почти неизменно обладали внутренней тенденцией вырваться из пут социальной и этической несправедливости, расправить плечи и зажить в полную силу - отдаваясь жизни и беря от нее все богатства, которые она может дать человеку.