Удаление деревьев

23.07.2016

Дакор рассматривает все стадии и стороны подготовки спектакля. Автора интересуют режиссерские работы Шоу, начиная с самой первой - «Оружие и человек» (1894) - и до последних. Но принцип построения книги не исторический, а скорее теоретико-методологический. Разбив книгу на главы - «Составление плана», «Работа с актером», «Сценические эффекты», «Технические элементы постановки», «Декорация, свет, костюм, музыка» и т. д., Дакор вовлекает читателей в многотрудный и емкий процесс подготовки театрального представления, знакомя с высказываниями самого Шоу и о нем, с его замечаниями, свидетельствующими о глубоком понимании законов современной сцены.

Значение книги Дакора, обозначившей этап в развитии современной шоувистики, трудно переоценить. Но и недостатки этого исследования очевидны. Огромный материал, привлеченный автором, требует дальнейшего освоения и обобщения. В работе Дакора преобладает эмпиризм. Режиссерские опыты Шоу, в сущности, никак не увязаны с путями развития английского театра, с современными ему поисками европейской режиссуры. Узнав немало нового о взаимоотношениях Шоу с актерами, мы в то же время не получаем представления о том, какой тип художника сцены был ему нужен. Частности закрывают главное - цель и перспективы режиссерских экспериментов Шоу. Возможно вам понадобится удаление деревьев.

Настоящая работа была задумана мною еще тогда, когда готовилась книга о драматургическом методе Бернарда Шоу. Для театроведа пьеса неотделима от ее сценической интерпретации. Думая об основных компонентах драматургического метода Шоу - конфликте, характерах, парадоксе как своеобразном организаторе действия и жанрах произведений,- хотелось представить себе воздействие, которое они оказывают в свою очередь на методологию режиссуры и актерского исполнения. Какой актер необходим театру Шоу? Что должен знать и уметь режиссер, ставя его пьесы?