Приглашение в группу вконтакте

23.07.2016

В очерке Минкина живо ощущаются связи ранних пьес Шоу с атмосферой 90-х годов, с драматургией Ибсена, хотя общие суждения автора и выглядят подчас наивными и нелепыми. В работе Чарлза Карпентера также имеется немало теоретических положений, с которыми можно серьезно спорить. Но тщательное исследование им драматургического творчества Шоу на рубеже веков содержит и ряд свежих, верных наблюдений. Если работа Минкина привлекает постоянными ссылками на Ибсена, сопоставлениями отдельных пьес и образов («Кандида» и «Кукольный дом» и т. д.) - все драмы Шоу избранного им периода Минкин характеризует как «ибсенистские», то у Карпентера столь же неизменны апелляции к Брехту. Ранние драмы Шоу исследуются как бы в двух аспектах - глазами очевидца, живущего в атмосфере идей рубежа веков, и с позиций конца 60-х годов XX века с учетом имен и явлений, которые имели место в европейском театре за истекшее время. Есть основания сделать вывод, что ранний Шоу интересует сегодняшних исследователей больше, чем поздний. К произведениям, написанным на рубеже веков, обращаются охотнее и чаще, чем к драмам 30-40-х годов. «Истоки» увлекают сегодня более, чем «приглашение в группу вконтакте».

Долгое время режиссерскими опытами Бернарда Шоу, особенно многочисленными и плодотворными на первом этапе его творческого пути, специально не занимались. Материал, связанный с этой темой, рассеян в актерских мемуарах, заключен в письмах драматурга к театральным деятелям. Публикация каждой переписки обогащала читателей фактами, свидетельствующими о настоятельной заботе автора о всех сторонах создания спектакля. Когда настоящая работа уже завершалась, вышли в свет две книги, где рассматривается режиссерское творчество Шоу. Первая - актера и режиссера Ричарда Хаггетта «Правда о «Пигмалионе»» - посвящена подготовке одного спектакля, знаменитой премьере «Пигмалиона» 11 апреля 1914 года в лондонском «Театре его величества». Написанная с претензией на беллетризацию, работа эта несколько перегружена анекдотами и забавными историями. Но материал, собранный автором, разносторонен и интересен. Образ Шоу-режиссера в книге Хаггетта эмоционален, конкретен. К научным обобщениям автор не стремится.