Пластинчатая пастеризационно охладительная установка

23.07.2016

В гигантской литературе о Шоу - а количество книг, статей, диссертаций возрастает безмерно - обозначились некоторые новые, примечательные моменты. Во-первых, книги, написанные и изданные в 60-е годы, опираются на многие ценные, не известные ранее материалы. Как выяснилось после смерти писателя, архив его, переданный в своей значительной части в Британский музей, колоссален и необычайно богат. Одни исследователи творчества Шоу набросились на рукописи, черновики его пьес, занялись тщательной сверкой и сравнением разных вариантов. Другие приступили к всестороннему изучению огромного эпистолярного наследия, лишь незначительная пластинчатая пастеризационно охладительная установка которого была опубликована при жизни драматурга. Первый том избранного собрания писем Шоу, подготовленный к печати Дэном X. Лоренсом, охватывающий период с 1874 по 1897 год, познакомил читателей с его ранними письмами к коллегам по перу, к друзьям-социалистам, к театральным деятелям и т. д. Свою трудоемкую работу редактор продолжил во втором томе писем, хронологические рамки которого простираются с 1898 по 1910 год. Теперь уже невозможно изучать творчество и публицистику Шоу, не учитывая данные и факты, только что введенные или еще вводимые в научный обиход.

Во-вторых, пишущие ныне о Шоу нередко словно стыдятся того, что так поздно занялись этим. Извинившись сначала за свою опрометчивую попытку добавить еще один опус к бесчисленному количеству уже имеющихся, они строят затем концепции столь неожиданные и парадоксальные, что остается только дивиться тому, что получилось. Известный английский писатель и литературовед Колии Уилсои заявил, например, в своей книге «Бернард Шоу. Переоценка», что Шоу - такой же романтик, как Шелли и Вагнер. А английский новеллист, драматург и кинорежиссер Р. Д. Минни, до этого нередко выступавший с речами о Бернарде Шоу, сочинил о нем книгу с претенциозным заглавием «Фальшивый образ Б. Шоу, впервые развенчанный - иной лик С В. Э.», где сказано, что английский сатирик, слывший убежденным атеистом, по существу был глубоко религиозным человеком, хотя и дал богу новое имя - Жизненная Сила. (Впрочем, концепция эта не нова и уже предлагалась ранее.) Авторам подобных экстравагантных сочинений новые архивные материалы, разумеется, ни к чему.