Коттеджный лифт

23.07.2016

К середине нашего века английские театроведы решили наконец разобраться, что представлял собой тип так называемого актера-режиссера («actor-manager»), самый распространенный в театре Англии конца XIX столетия. Исследованию этого вопроса уделено специальное внимание в книге Джорджа Роуэлла «Викторианский театр. Обзор». Той же теме посвящена книга старейшего английского театроведа, автора многих работ, в том числе о Бернарде Шоу и Оскаре Уайльде, Хескета Пирсона, которая так и называется - «Последние актеры-режиссеры».

Круг выбранных имен в обеих книгах примерно тот же. Это - Генри Ирвинг, Герберт Бирбом Три, Джонстон Форбс - Робертсон, Чарлз Ундхем, Джордж Александер, Джон Хейр, Джон Мартин Харвей и некоторые другие. Пирсон рассматривает в своей книге, содержащей десять портретов, также творчество Гренвилла - Баркера, хотя вряд ли справедливо его называть «актером-режиссером», несмотря на то, что он совмещал на протяжении ряда лет как те, так и другие функции. В качестве режиссера Баркер представлял собой, по общему признанию, как раз новый коттеджный лифт профессионального режиссера, принципиально отличного от типа английского актера-режиссера - явления, во многом национального. Английские актеры-режиссеры 90-х годов прошлого века и подготавливали отчасти всеобщую реформу театрального творчества, и становились препятствием к ее осуществлению. Как правило, ведущие актеры своего времени, они вынуждены были так или иначе заниматься режиссурой, но подчиняя себе все стороны спектакля, в том числе игру партнеров, объективно мешали успешной борьбе за сценический ансамбль.